Выставка «111 лет Мишке косолапому»: история одного фантика
Кто в действительности создал известную картину «Утро в сосновом лесу»? Кому и как пришла в голову идея в самом начале ХХ века разместить репродукцию этой известной картины на конфетной обертке?
Выставка «111 лет Мишке косолапому», организованная журналом «Тара и упаковка» специально к новогодним праздникам, при поддержке компании «Дубль В» и Национальной конфедерации упаковщиков, открывается в начале декабря в Музее брендов, истории и дизайна упаковки в подмосковном городе Сергиев Посад. Она рассказывает о том, как репродукция картины великого русского пейзажиста Ивана Шишкина и его друга, известного художника Константина Савицкого «Утро в сосновом лесу», попала на фантик для конфет «Мишка косолапый». Сегодня эта картина, во многом благодаря именно конфетному фантику, хорошо известна, не только большинству жителей России, но и далеко за ее рубежами!
Итак, конфеты «Мишка косолапый» начали выпускать в 1913 году на кондитерской фабрике «Эйнемъ», которая после революции стала «Красным Октябрем». По одной из версий, когда владельцу фабрики Юлиусу Гейсу принесли на пробу конфету из миндального пралине между слоями вафель, покрытую шоколадной глазурью, тот, пробуя ее взглянул на копию картины «Утро в сосновом лесу», висевшую в его кабинете, и тут же придумал название лакомства!
Автором фантика для новой конфеты стал художник фабрики «Эйнем» Мануил Андреев - в последствии, в советское время, был главным художником фабрики «Красный Октябрь». Кстати, он же создал картинки для конфет «Мишка на севере», «Белочка», «Ну-ка, отними!» и многих других. В итоге конфета «Мишка косолапый» пережила революцию.
Так, например, в период Новой Экономической Политики с 1921 по 1928 гг. в стране возникает множество мелких частных предприятий. Конфеты «Мишка косолапый» начинают выпускать сразу несколькими кондитерскими предприятиями. В частности, в Москве появилась «кондитерская Д. И. Горелова», в которой можно было приобрести конфеты «Мишка косолапый» под маркой этой кондитерской.
В 1918 г. в России была проведена реформа русского языка. В соответствии с новой орфографией, в слове «конфект» исчезает буква «ять».
В 1922 г. эти конфеты, под названием «BABY-BEARS», стали одним из первых экспортных продуктов Моссельпрома и фантик с надписью «Если хочешь кушать «Мишку», заведи себе Сберкнижку», придуманной Владимиром Маяковским.
В том же 1922 году под названием «Красный Октябрь» (фабрика находилась в ведомстве НАРКОМПИЩЕПРОМА С.С.С.Р) конфеты продолжали поставляться на экспорт. Правда, в логотипе исчезли так называемые «вифлеемские» звезды.
В 50 – 80-е годы оригинальную картинку, созданную М. Андреевым и восстановленную Л. Челноковым, использовали многие кондитерские фабрики СССР. У «Мишки косолапого» появились многочисленные «друзья – подражания». Так появляются фантики конфет «СЕМЬЯ КОСОЛАПОГО» из г.Пермь, а так же фантик «Мишка косолапый» из Казани, Армении, Риги, Вильнюса и Таллина.
Зная о ностальгии по Родине многочисленных эмигрантов из СССР, в 80-х – начале 90-х гг. XX века конфеты «Мишка косолапый» (в нарушение авторских прав) выпускала даже американская кондитерская фабрика Golden CHOCOLATE CO.
В 90-е годы ХХ века Роспатент закрепил приоритет в использовании товарного знака «Конфеты «Мишка косолапый» за «Красным Октябрем» и в верхней части композиции появился новый, ярко-красный логотип этой фабрики.
Подробнее об истории знаменитого фантика можно прочесть в публикации на сайте музея, а побывать на экскурсии в Музее брендов, истории и дизайна упаковки и воочую насладиться метоморфозами этикетки можно до конца февраля 2025 г.